Бетонные горизонтальные покрытия могут быть не только финишными, но и выполнять функции оснований под другие типы полов или настилов в виде различных стяжек. Обычно эти конструкции при изготовлении разрезают на секции прямоугольной или квадратной конфигурации путем устройства деформационных швов. Если эти мероприятия не выполнить бетонное покрытие покроется сетью криволинейных трещин с минимальной шириной раскрытия. При относительном перемещении одних частей относительно других, края трещин будут разрушаться, а в них будет попадать вода атмосферных осадков, которая будет вызывать неравномерную осадку грунтового основания.
Виды деформационных швов
К группе швов (искусственно регулируемых трещин), называемых деформационными относятся:
● температурные — сохраняющие конструкцию при воздействии низких или высоких температур, а также их резких перепадов;
● усадочные — при схватывании бетона после испарения «лишней» воды добавляемой в жидкую бетонную смесь для увеличения пластичности и повышении удобоукладываемости;
● осадочные — устраиваемые в протяженных или большой площади сооружениях и конструкциях в условиях просадочных грунтов при неравномерной нагрузке на основание, замачивания и других неблагоприятных факторах:
● сейсмические — устраиваются при строительстве в сейсмоопасных районах для снятия напряжений, которые могут возникнуть при землетрясениях;
● изоляционные — швы, не позволяющие несущим элементам каркасов деформировать примыкающие к ним конструкции — отмостки и стяжки полов, кирпичные стены, индивидуальные фундаменты под технологическое оборудование.
Устройство деформационных швов регламентируется СНиП 2.03.03-88.
Устройство деформационных швов в бетонных покрытиях
Швы устраивают во всех типах зданий, эксплуатируемых с изменяющимся температурным режимом.
Из располагают по осям колонны каркаса, стыкам сборных или монолитных плит перекрытий, совместно с другими видами швов недеформационного характера.
Для герметизации от грязи, воды и микрофлоры, вредной для грунтового основания, швы заделываются эластичными герметиками на основе синтетических каучуков, с зачеканкой шнурами из вспененного полиэтилена, бентонита, других материалов с аналогичными свойствами.
Деформационные швы в горизонтальных бетонных поверхностях могут быть устроены двумя способами:
● изготовлены при остановках бетонирования при заливке;
● прорезаны в начинающем схватываться бетоне (не более, 48 часов после заливки) специальными алмазными фрезами, при этом глубина прорези должна быть до 30% от толщины покрытия.
Если это стяжка по прочным бетонным плитам, расстояние между швами варьируется от 8 до 12 метров. В иных случаях, их шаг зависит от класса бетона, характеристик грунтового основания, тяжести условий последующей эксплуатации. Пересечения швов в продольном и поперечном направлениях должны быть перпендикулярны.
Оси горизонтальных (в покрытиях, перекрытиях и стяжках) и вертикальных (стены, ограждения) деформационных швов должны совпадать.
Расположение деформационных швов задается проектом здания, сооружения или отдельной конструкции.
Виды уплотнителей и способы формирования деформационных швов
Для нормальной работы и длительной эксплуатации деформационных швов в них вводятся специальные уплотнители:
● металлорезиновые;
● жгутовые (круглого или прямоугольного сечения) из пористой резины, бентонита;
● в виде профильной резиновой ленты, закладываемой в шов;
● эластичные атмосферостойкие герметики на силиконовой, акриловой, полиуретановой основе.
При устройстве шва в процессе бетонирования основания в месте его устройства устанавливается ограничительная вертикальная рейка. После начала схватывания бетона рейка удаляется и к ровному вертикальному торцу приклеивают уплотнитель, например, металлорезиновый или ленточный. Затем бетонирование возобновляют таким образом, чтобы уплотнитель оказался зажатым между двумя смежными участками покрытия.
Для формирования канавки под шов иногда используют деревянные (пропитанные маслом, солидолом, техническим вазелином) или пластиковые рейки, жестко устанавливаемые с нужным шагом и пролетом, формирующие на поверхности основания решетку, соответствующую будущему расположению деформационных швов. После бетонирования и начала схватывания рейки удаляют и получают пересекающиеся в перпендикулярном направлении канавки, которые после очистки и обеспыливании сжатым воздухом заполняют уплотнителями любого подходящего вида — металлорезиновые, ленточными, жгутовыми. Зазоры между ними заполняют эластичными герметиками из туб или профессиональных металлических баллончиков.